Формирование доступной среды
НОРМАТИВНЫЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ДОКУМЕНТЫ
Деятельность по обучению инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» регламентируется следующими нормативными документами:
Международные документы
Указы Президента Российской Федерации
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №597 “О мероприятиях по реализации государственной социальной политики”
- Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2012 №599 “О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки”
Постановления и Распоряжения Правительства Российской Федерации
- План мероприятий по повышению уровня занятости инвалидов на 2017-2020 годы, утвержденные распоряжением Правительства Российской Федерации от 10.05.2017 №893-р;
- План мероприятий по реализации в субъектах Российской Федерации программ сопровождения инвалидов молодого возраста при получении ими профессионального образования и содействия в последующем трудоустройстве на 2016-2020 годы, утвержденный Правительства Российской Федерации от 16.07.2016 №1507-р;
- Межведомственный комплексный план мероприятий по обеспечению доступности профессионального образования для инвалидов на 2016-2018 годы, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23.05.2016 №3467 п-П8;
- Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2015 №497
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2016 №328 “О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы”;
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15.10.2012 №1921-р “О комплексе мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов и на обеспечение доступности профессионального образования”;
- Государственная программа Российской Федерации “Доступная среда” на 2011-2020 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2015 №1297
Федеральные законы
- Федеральный закон от 03.05.2012 № 46-ФЗ «О ратификации Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральный закон от 01.12.2014 №419-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов»;
- Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)
Нормативные правовые документы Министерства образования и науки Российской Федерации
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 15.02.2017 г. № 136 “О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию‚ утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 10 декабря 2013 г. № 1324 “Об утверждении показателей деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию” (в части обучения инвалидов и лиц с ОВЗ);
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации России от 9 ноября 2015 г. № 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;
- Приказ Минобрнауки России от 2 декабря 2015 г. № 1399 «Об утверждении Плана мероприятий («дорожной карты») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования»
Нормативные правовые документы Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
- Профессиональный стандарт “Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья”, утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 12 апреля 2017 г. N 351н «Об утверждении профессионального стандарта «Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья»(Зарегистрирован в Минюсте России 04.05.2017 № 46612)
- Порядок разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или реабилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или реабилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 31.07.2015 № 528н
- Профессиональный стандарт «Педагог-психолог» (психолог в сфере образования)», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 июля 2015 года №514н.
- Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 04.08.2014 №515 “Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности”
- Профессиональный стандарт «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования», утвержденный Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2016 №608н.
Методические материалы
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в мероприятиях по государственному контролю (надзору), лицензионному контролю по вопросам организации инклюзивного образования и создания специальных условий для получения среднего профессионального образования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, утвержденные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки от 14.11.2016 №05-616
- Методические рекомендации по оказанию содействия в поиске подходящей работы выпускникам профессиональных образовательных организаций и образовательных организаций высшего образования, относящимся к категории инвалидов (Письмо Министерства труда и социальной защиты РФ от 11 декабря 2015 г. N 16-2/10/П-7704)
- Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса (Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.03.2014 г. № 06-281 )
- Методические рекомендации по организации образовательного процесса для рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденными заместителем министра образования и науки Российской Федерации Климовым А.А. от 08.04.2014 № АК-44/05вн
- Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования», утвержденные Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20.04.2015 №06-830вн
- Методические рекомендации по обеспечению доступности зданий и сооружений образовательных учреждений среднего профессионального образования и образовательных учреждений высшего профессионального образования для лиц с ограниченными возможностями здоровья, 2012г.
Локальные нормативные акты
- Положение об организации образовательного процесса для студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов в автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой»
- Правила приема в автономную некоммерческую организацию высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой», учитывающие особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
- Методические рекомендации для преподавателей автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой», работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ
- Методические рекомендации для сотрудников автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой», работающих со студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ
- План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» на период с 2016 по 2030 годы, утвержденный 25.03.2016; внесены изменения и дополнения 27.04.2017, в связи с организационно-штатными мероприятиями
- Положение о порядке проведения практики для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
- Положение об организации получения профессионального образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья
- Приказ об утверждении плана мероприятий по развитию инклюзивного образования
1 | Информация о наличии в помещениях, зданиях инфраструктуры, обеспечивающей условия для пребывания лиц с ограниченными возможностями и инвалидов | |
---|---|---|
1.1 | Наличие плана мероприятий, по созданию условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» на период с 2016 по 2030 годы, утвержденный 25.03.2016; внесены изменения и дополнения 27.04.2017, в связи с организационно-штатными мероприятиями |
1.2 | Наличие «Паспортов доступности» учебных корпусов автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» | Паспорт доступности объекта для инвалидов и предоставляемых на нем услуг (105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 54), утвержденный 05.12.2016 |
Паспорт доступности объекта для инвалидов и предоставляемых на нем услуг (105077, г. Москва, Измайловский бульвар, д.60/10), утвержденный 05.12.2016 | ||
1.3 | Наличие приспособленной входной группы здания для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (пандусы и другие устройства и приспособления) |
Имеется отдельный вход с минимальным перепадом высот, оборудованный пандусом и звонком к дежурному |
1.4 | Наличие возможностей перемещения для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов внутри здания (приспособление коридоров, лестниц, лифтов и т.д.) |
На первом этаже учебных корпусов, без перепада высот от уровня входа находятся аудитории и компьютерный класс |
1.5 | Наличие специально оборудованных санитарно-гигиенических помещений для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (перила, поручни, специализированное сантехническое оборудование и т.д.) |
На первом этаже учебного корпуса (105187, г. Москва, ул. Щербаковская, д. 54; 105077, г. Москва, Измайловский бульвар, д.60/10) находится санитарно-гигиеническая комната, специально оборудованная для маломобильных групп населения, оснащенная специализированным санитарно-техническим оборудованием |
1.6 | Оснащение зданий и сооружений системами противопожарной сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло с тактильной (пространственно-рельефной) информацией и др. |
Здание Екатерининского Института оснащено противопожарной звуковой сигнализацией, информационными табло |
2 | Сведения об информационном обеспечении доступности профессионального образования и обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | |
2.1 | Наличие на сайте учреждения информации об условиях обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | Вакантные места для приема Стипендии и иные виды материальной поддержки |
3 | Возможные формы обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в организации | |
3.1 | Инклюзивная в общих группах | Организация по мере необходимости |
3.2 | Специальная в специализированных группах | Организация по мере необходимости |
3.3 | По индивидуальному учебному плану | Организация по мере необходимости |
3.4 | Смешанная (частично в общих группах, частично в специальных) | Организация по мере необходимости |
3.5 | С применением дистанционных технологий | Организация по мере необходимости |
4. | Техническое обеспечение образования | |
4.1 | Использование мультимедийных средств, наличие оргтехники, слайд-проекторов, электронной доски с технологией лазерного сканирования и др. | Имеются мультимедийные средства, оргтехника, слайд-проекторы с экранами |
4.2 | Обеспечение возможности дистанционного обучения (электронные УМК для дистанционного обучения, учебники на электронных носителях и др.) | Имеются электронные учебно-методические материалы, учебники на электронных носителях |
5. | Кадровое обеспечение образования | |
5.1 | Назначение ответственного в должности не ниже проректора за работу по повышению доступности и качества образования для лиц с инвалидностью, организацию их профориентационной работы, а также содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью | Назначены ответственные проректоры, начальники служб: 1) по обеспечению условий доступности для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья; 2) за работу по повышению доступности и качества образования для лиц с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья; 3) организацию профориентационной работы, а также содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья |
5.2 | Наличие в штате организации педагогических работников, имеющих основное образование и (или) получивших дополнительное образование для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья | В штате Екатерининского Института состоят педагогические работники профильных кафедр, имеющие опыт работы с лицами с ограниченными возможностями здоровья. Ежегодное инструктирование педагогических работников по вопросам работы со студентами с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Участие в работе семинаров, вебинаров, организуемых Минобрнауки России, а также профильными организациями по вопросам работы со студентами с инвалидностью и лицами с ограниченными возможностями здоровья (2-3 раза в год). |
5.3 | Наличие в штате организации ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь | Имеется |
5.4 | Наличие ассистентов-помощников, обеспечивающих комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, по корпусам Екатерининского Института | Имеется |
5.5 | Наличие тьютора, обеспечивающего комплексное сопровождение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью | Имеется |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
В Екатерининском Институте формируется доступная среда, достаточная для обеспечения возможности беспрепятственного доступа студентов и работников с ограниченными возможностями здоровья в учебные корпуса.
Учебные корпуса имеет вход частично соответствующий требованиям доступности среды для маломобильных граждан:
– имеются пандусы,
– расширенные дверные проемы, позволяющие перемещаться без усилий,
– аудитории на первом этаже для проведения учебных занятий для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов,
– организован въезд для инвалидов в санитарно-гигиеническую комнату.
Сведения о наличии библиотек, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об условиях питания инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Сведения об условиях охраны здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
В автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» ведется подбор и разработка учебных материалов, адаптированных к особенностям ограничениям здоровья инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом того, чтобы представлять этот материал в различных формах, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
В вузе разработаны локальные нормативные документы, которые регламентируют процедуру поступления в вуз, в том числе для студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Разрабатываются локальные нормативные акты, регламентирующие текущий контроль успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации.
Студенты-инвалиды и студенты с ограниченными возможностями здоровья, как и все остальные студенты, могут обучаться в установленные сроки. При необходимости, с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретных обучающихся, разрабатываются индивидуальные учебные планы. Студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут обучаться совместно с другими обучающимися, так и в отдельных группах. Возможно обучение с применением дистанционных образовательных технологий.
В автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» имеется возможность организации практики студентов-инвалидов и студентов с ограниченными возможностями здоровья на основе индивидуализированного подхода.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» разрабатываются фонды оценочных средств, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
ИНФОРМАЦИОННАЯ СРЕДА
В автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» планируются работы:
– по размещению в доступных местах и в адаптированной форме для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, слепых или слабовидящих справочной информации о расписании учебных занятий;
– дублировании звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной.
РАБОТА С АБИТУРИЕНТАМИ
В Екатерининском Институте действует телефон «горячей линии» 8 (495) 128-12-22, по которому можно получить консультацию по вопросам приема на образовательные программы среднего профессионального и высшего образования.
Профессиональная ориентация абитуриентов-инвалидов в автономной некоммерческой организации высшего образования «Национальный Институт имени Екатерины Великой» проводится в формах дней открытых дверей, консультаций для инвалидов и родителей по вопросам приема и обучения, подготовки рекламно-информационных материалов.
В Правилах приема в Екатерининский Институт представлены особенности проведения вступительных испытаний для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по разным уровням обучения.При проведении вступительных испытаний создаются специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), использования технических средств, увеличения продолжительности вступительных испытаний.